Есть ли будущее у современного искусства в России?
Интервью Айдан Салаховой

“Дождь”, живой телеканал

 

Прежде чем завладеть средствами производства, которые все чаще становятся фатально необходимы для создания и продвижения собственных произведений, эти средства необходимо… создать.

Именно так возникали в Москве галереи современного искусства и сам рынок в 90-е годы. Явление, по сути, редкое в мировой практике. Основателями рынка и галерей в России были сами художники. Но именно по тем же причинам ведущие галереи Москвы сегодня закрываются.

По утверждению главных «актеров» российского рынка современного искусства, интерес к современному искусству в России резко упал, а сам рынок сжался настолько, что в настоящее время больше нет смысла заниматься галерейской деятельностью. Этим и объясняется наблюдаемый ныне “исход” московских галеристов. Однако это не мешает тем же главным актерам — художникам, — “исходя”, инвестировать в собственное творчество. По примеру голливудских звезд, художники-галерейщики становятся продюсерами самих себя…

Бизнес-стратегия? Обыкновенное лукавство? Или эта общемировая тенденция — цунами, достигшее берегов России?

Вряд ли исчерпывающие, но все же неординарные ответы предлагаются в интервью московской художницы и галерейщицы Айдан Салаховой…

Двадцать лет назад неплохая современная скульптура из настоящего каррарского мрамора продавалась в приличной парижской галерее не дороже, чем за 5-10 тысяч евро. Например, работы Тильды Лови, французского скульптора, которая делала выставку в галерее Айдан несколько лет назад. И в то время мрамор не очень-то был в моде. Разве что, крашеный, по преимуществу обыкновенным акрилом, чтобы не выглядеть слишком вульгарным и мещанским.

Сегодня же, если верить Айдан Салаховой, такая скульптура стоит… 100 000 евро!